Яндекс.Погода

О "Зубренке"

Программы

Методическая работа

Образование

Оздоровительным лагерям

Оздоровление

Отдых

Медиацентр

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
 

Компонент

Содержание структурного компонента проекта

1. Полное название экспериментального проекта

Апробация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования

 

2. Данные о руководителе (руководителях) проекта

Лемех Елена Анатольевна

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования

Кандидат психологических наук, доцент

8-029-778 60 46    vea.68@mail.ru

3. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности

Выбор «Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубренок» для экспериментальной деятельности обусловлен: во-первых,наличием там безбарьерной среды; во-вторых,Центр работает круглый год, в нем осуществляется и образовательный, и воспитательный процессы; в-третьих, учреждение является базовым для оказания содействия оздоровительным лагерям в осуществлении научно-методического обеспечения образования. Кроме того, в НДЦ «Зубренок» создан отдел организации методической работы в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, который осуществляет взаимодействие всех детских оздоровительных лагерей в Республике Беларусь и рассматривается нами в дальнейшем как опорное учреждение по вопросам организации инклюзивных смен в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в стране. Кроме того, остальные воспитательно-оздоровительные учреждения образования работают только в летний оздоровительный период и не имеют возможности участвовать в экспериментальном проекте.

Программа экспериментальной деятельности будет апробироваться в следующих учреждениях образования:

Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок».

4. Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

Основная идея экспериментального проекта состоит в апробации модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

Новизна проекта заключается в том, что впервые в Республике Беларусь реализуется идея организации инклюзивных смен в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования. В настоящее время опыт совместного пребывания детей с особенностями психофизического развития (ОПФР)и нормально развивающихся детей в условиях оздоровительного лагеря в нашей стране носит не системный, а эпизодический характер,  требует учета принятых нормативных документов (Закон «Оратификации Конвенции о правах инвалидов», 2016; Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, 2015), осмысления сложившейся социокультурной ситуации, разноаспектной готовности всех субъектов воспитательно-оздоровительного процесса к инклюзивным сменам, специфики самих воспитательно-образовательных учреждений, разработки методического обеспечения. Переход к повсеместному открытию инклюзивных смен  в республике требует предварительной апробации экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, уточнения условий ее эффективного внедрения в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

5. Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта

Президентом Республики Беларусь 18 октября 2016 г. подписан Закон «Оратификации Конвенции о правах инвалидов».Это свидетельствует о стремлении нашей страны при разработке и осуществлении государственной социальной политики ориентироваться на международные стандарты в области прав инвалидов. Статья 24 данной Конвенции гласит «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

План  мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (2015) предусматривает несколько направлений. В данном экспериментальном проекте мы затрагиваем следующие: осуществление научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности, затрагивающей разные аспекты инклюзивного образования; мероприятия по созданию системы научно-методического обеспечения инклюзивного образования; мероприятия, направленные на создание адаптивной образовательной среды в учреждениях образования; формирование толерантности у всех участников образовательного процесса.

В условиях воспитательно-оздоровительных  учреждений образования формирование инклюзивной образовательной среды необходимо. Дети находятся вместе круглосуточно в течение смены, школьники могут получить бесценный опыт погружения в инклюзивную среду, который затем смогут транслировать в своих учреждениях образования, в социальных отношениях в целом.

Согласно перечисленным выше документам, ребенок с особенностями психофизического развития  может посещать обычный детский сад, школу, которая находится во дворе его дома, ездить в воспитательно-оздоровительные учреждения образования и т.д. Этим объясняется актуальность заявленной темы.

Основными причинами, затрудняющими повсеместное появление инклюзивных смен, являются: отсутствие либо недостаточность безбарьерной среды в широком и узком смысле; неготовность всех субъектов воспитательно-оздоровительного процесса (родителей, детей, педагогов) к активному взаимодействию; отсутствие профессиональных компетенций педагогов к работе с детьми с ОПФР, поэтому воспитатели, оказавшись в ситуации инклюзивной смены, действуют интуитивно; отсутствие методической  базы организации инклюзивных смен.

Кроме того, основными отличиями воспитательно-оздоровительных учреждений образования от школ и детских садов являются: отсутствие постоянных педагогических кадров; отсутствие времени на подготовку педагогических работников к инклюзивной смене; не всегда есть информация о контингенте детей с ОПФР до начала смены; дети, как с особенностями развития, так и нормально развивающиеся, чаще всего, не знают друг друга; родители обоих категорий детей не знакомы, находятся далеко от лагеря.

В результате проведенного анализа существующей практики выявлены противоречия между:

- декларацией инклюзивного образования в нашей стране и отсутствием документов, регламентирующих создание инклюзивных смен в воспитательно-оздоровительном учреждении образования;

-  необходимостью в организации инклюзивных смен и отсутствием инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования;

- необходимостью практической реализации инклюзивных смен и отсутствием их методического обеспечения.

С целью преодоления вышеуказанных противоречий была разработана модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования,которая нуждается в апробации. Ее практическая значимость для системы образования состоит в том, что предлагаемые в рамках модели алгоритм организации инклюзивных смен, принципы, условия, направления, методы, формы, приемы   могут использоваться при формировании инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования Республики Беларусь. 

Все это позволяет говорить о целесообразности данного экспериментального проекта.

6. Формулировка гипотезы, цели и задач

Выдвигается гипотеза о том, что реализация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования будет эффективной при соблюдении следующих условий:  

- осуществляется преемственность учреждения общего среднего образования и воспитательно-оздоровительного учреждения образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений;

- реализуется адекватное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР участниками воспитательно-оздоровительного процесса (педагогами, профильными специалистами, при необходимости волонтерами и тьюторами, родителями);

- наличествует активная родительская позиция;  

-  реализована модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, включающая целевой, методологический, организационный, методический, содержательный, результативный  блоки.

Цель– экспериментальная проверка эффективностимодели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительные учреждениях образования Республики Беларусь.

Задачи:

  1. Проанализировать возможные трудности реализации экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования и выявить пути их преодоления на всех уровнях (организационном, содержательном, методическом).
  2. Апробировать модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении.
  3.  Уточнить условия эффективного внедрения организационно-содержательной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительные учреждения образования.
  4. Доработать проект методических рекомендаций поорганизации инклюзивной смены в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

7. Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект

Предлагаемая к апробации модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образованиябыла выполнена в соответствии с заданием Министерства образования Республики Беларусь на 2018 год «Разработать научно-методическое обеспечение формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования», номер госрегистрации 20180395.  

Теоретической базой исследованиявыступают: 

-  концепция обеспечения качества жизни и нормализациижизнедеятельности лиц с инвалидностью (Н.Э. Бенк-Миккельсен, Б. Нирье);

- ценности и принципы инклюзивного образования (Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями);

- учет направлений реализации инклюзивного образования, основных маркеров, критериев, показателей и индикаторов инклюзивного образования(Т. Бут и М. Эйнскоу; Н.Н. Баль, Е.А. Лемех, С.Н. Феклистова, В.В. Хитрюк и др.);

- средовый подход к образованию (С.Е. Гайдукевич,В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.).

8. Описание структуры и содержания внедряемой апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.)

Модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования включает целевой (цель и задачи), методологический (методологические основы, принципы, условия), организационный (алгоритм создания, партнеры), методический (формы, методы, приемы, технологию), содержательный (направления и содержание), результативный (критерии и уровни сформированности) блоки.

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования:создание среды, которая обеспечивает комфортное совместное пребывание и детям с особенностями психофизического развития (социализация, социальная реабилитация, реализация личностного потенциала) и нормально развивающимся детям (воспитание доброжелательного, сочувственного отношения к людям с ОПФР, формирование ценностного отношения к жизни и своему здоровью), позволяет учесть их возможности для эффективной самореализации с учетомспецифических индивидуальных особенностей.  

Задачи:

  1. Создание инклюзивных условий  в воспитательно-оздоровительном учреждении образования посредством обеспечения предметными, пространственными, организационно-смысловыми и социально-психологическими средовыми ресурсами.
  2. Формирование инклюзивной культуры у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса через информирование о сущности инклюзивного образования, принятие его принципов и ценностей, формирование толерантности к «инаковости», формирование готовности и способности сотрудников учреждения образования к работе с детьми с особенностями психофизического развития.
  3. Реализация инклюзивной практики через включение детей с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействия с учетом их возможностей и ограничений.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Теоретико-методологической основа:

  1. Инклюзивные процессы опираются на концепцию обеспечения качества жизни и нормализациижизнедеятельности лиц с инвалидностью(Н.Э. Бенк-Миккельсен, Б. Нирье).В ее основу положена идея о максимальной приближенности человека с особенностями психофизического развития к обычным условиям нахождения в обществе. Для людей с нарушениями делаются доступными такие формы повседневного существования и условия жизни, которые являются как можно более близкими к общепринятым или фактически полностью совпадают с ними.При этом люди с нарушениями включаются в общество на своих собственных условиях, которые социум понимает и учитывает.
  2. На основе положений Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями сформулированы  ценностии принципыинклюзивного образования.Это позволяет формировать толерантное отношение к проявлению любой «инаковости», а также противостоять дискриминационным настроениям, бороться с проявлениями негативных социальных стереотипов.
  3. Учет направлений реализации инклюзивного образования, основных маркеров, критериев, показателей и индикаторов инклюзивного образованияАнглийские авторы Т. Бут и М. Эйнскоу предлагают три направления (маркера) реализации инклюзии в учреждении: доступность образования, создание инклюзивной культуры, развитие инклюзивной практики. Разработанные зарубежными авторами маркеры адаптированык условиям Республики Беларусь,  представленырядом критериев (Н.Н. Баль, Е.А. Лемех, С.Н. Феклистова, В.В. Хитрюк и др.).
  4. Средовый подход к образованию. В современном мире средовый подход к образованию рассматривается как перспективный на уровне ЮНЕСКО. Методологический статус он получил в последние десятилетия прошлого века, когда начала активно развиваться психолого-педагогическая концепция средо-ориентированного обучения(С.Е. Гайдукевич,В.И. Слободчиков,В.А. Ясвин).

С. Е. Гайдукевич, обобщая исследования современных авторов, предлагает следующие положения средового подхода: образовательная среда – это совокупность влияний, условий и возможностей развития личности ребенка. При этомвлияния это источник разнообразного культурного опыта (знаний, умений, отношений); условия гарант успешного его присвоения (переживания, сопереживания, многократные повторения); возможности символ активного начала не только среды, но и самого ребенка, который может осуществлять выбор объектов «собственной» активности в среде, способ, форму, темп и интенсивность взаимодействия с ними; структурными элементами образовательной среды являются средовые ресурсы (предметные, пространственные, организационно-смысловые и социально-психологические); среда нуждается в специальной организации в соответствии с заданной образовательной целью; организованная образовательная среда представляет собой не отдельно взятые ресурсы, а многомерные образования «средовые комплексы», т.е. в соответствии с образовательной целью специальным образом организованно пространство, продумано его наполнение и возможные виды деятельности, заданы основные установки, мотивы и правила поведения; взрослые (педагоги и родители) выполняют систему действий по созданию средовых комплексов. Они определяют цель, проектируют и непосредственно организуют образовательную среду; основной развивающий эффект достигается при условии самостоятельного взаимодействия ребенка с образовательной средой, которая призвана стимулировать детскую активность, самостоятельность и инициативу.

Принципы:

  1. Физическая и психологическая безопасность, т. е. обеспечение безопасного пространства для детей, уменьшение потенциальных угроз, в том числе психологических (боязнь наказания, ошибки, неожиданности).
  2. Коррекционно-развивающая направленность, т.е. педагогические воздействия должны быть нацелены не только на коррекцию и компенсацию нарушений, на необходимость использования сохранных функций (например, имеющиеся двигательные возможности при ДЦП; остаточный слух и т.д.), но и на возможность ребенка работать в зоне ближайшего развития.
  3. Учетспецифических индивидуальных особенностей каждого ребенка, т. е.необходимость знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальных особенностей, способностей, личностных качеств и учитывать их в воспитательно-оздоровительном процессе в лагере.

Условия:

  1. Преемственность учреждения общего среднего образования и воспитательно-оздоровительного учреждения образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. Поскольку каждый ребенок с ОПФР имеет свою специфическую структуру нарушения, то преемственность в работе школы и лагеря, лагеря и семьи позволит не терять время на поиск адекватных форм, методов, приемов работы с таким ребенком, что будет способствовать максимально быстрой адаптации к новой лагерной среде, включению в коллектив нормально развивающихся сверстников. Реализация данного условия позволит установить особого рода взаимосвязь между школой, где обучается ребенок, и лагерем, между воспитателями и родителями.
  2. Адекватное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР участниками воспитательно-оздоровительного процесса. Во время инклюзивных смен в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования оно должно осуществляться педагогами, профильными специалистами, при необходимости волонтерами и тьюторами, родителями.
  3. Активная родительская позиция. С одной стороны, она заключается в желании родителей помочь ребенку с ОПФР максимально быстро адаптироваться в новом коллективе, с другой стороны, в оказании содействия воспитателям, другим педагогическим работникам в налаживании контакта с воспитанником, имеющим нарушения, предоставлении необходимой информации.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Алгоритм подготовки и проведения инклюзивной смены

Начальный этап подготовки к инклюзивной смене в воспитательно-оздоровительном  учреждении образования:

- создание инклюзивных условий (до начала смены создаются администрацией, методической и социально-психологической службами учреждения образования);

- формирование инклюзивной культуры (анкетирование, циклы тренингов для педагогов, беседы.

Результат начального этапа: появляется нужная инфраструктура;имеется персонал, который умеет проводить мероприятия так, что все дети чувствуют себя талантливыми и успешными;   разрабатывается программа, которая предусматривает возможность гибкого управления наполнением  содержания, чтобы воспитатели могли адаптировать его под конкретный отряд, но не потерять в количестве и качестве проводимых мероприятий.

Подготовительный этап к конкретной инклюзивной смене:

- подготовка родителей детей с ОПФР. Работа с организационными страхами и опасениями, социальными страхами; знакомство родителей ребенка с ОПФР с ведущим сопровождающим лицом ребенка;

- работа с родителями нормально развивающихся детей. Информирование родителей о задачах, программе инклюзивной смены;

- знакомство детей с ОПФР с лагерем;

- подготовка воспитателей (изучение анкет детей с ОПФР, заполненных учителем-дефектологом и родителями, беседы с родителями во время заезда детей в загородный оздоровительный лагерь).

- подготовка планирующей документации инклюзивной лагерной смены (составление плана воспитательной работы смены, планов воспитательной работы отрядов, планов работы педагогов воспитательно-оздоровительного учреждения на смену (педагог-психолог, социальный педагог) с учетом специфики контингента детей с особенностями психофизического развития, их возможностей и ограничений.

Основной этап (этап реализации инклюзивной смены):

- реализация инклюзивнойпрактики (организации взаимодействия воспитанников специальных отрядов и воспитанников с ОПФР инклюзивных отрядов с нормально развивающимися детьми);

 – продолжение работы по формированию инклюзивной культуры у всех сотрудников лагеря, консультирование педагогов в случае возникающих затруднений в работе с детьми с ОПФР социальными партнерами;

Итоговый этап (рефлексия):

- беседы с детьми;

- анкетирование;

- рефлексию с педагогическим составом инклюзивной смены.

Социальные партнеры

Институт инклюзивного образования (ИИО)осуществляет научно-методическое обеспечение процесса, первичную подготовку педагогического состава НДЦ «Зубренок» к реализации инклюзивных смен, консультативную работу. Работает непосредственно с НДЦ «Зубренок», который транслирует знания для всех воспитательно-оздоровительных учреждений образования.

Региональные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)помогают методически и консультативно, отвечают за подготовку педагогического состава региональных воспитательно-оздоровительных учреждений образования к реализации инклюзивных смен,  курируют деятельность лагерей на своей подведомственной территории.

НДЦ «Зубренок»является опорным учреждением по организации инклюзивных смен, оказывает методическую помощь оздоровительно-воспитательным учреждениям образования, осуществляет информационно-консультационную, диспетчерскую, инновационную, социокультурную функции.

Воспитательно-оздоровительные учреждения образованияпо всем возникающим вопросам имеют возможность получить необходимую информацию непосредственно в районном ЦКРОиР, областном ЦКРОиР, НДЦ «Зубренок», ИИО.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Включает различные формы, методы, технологии работы с учащимися с ОПФР, нормально развивающимися учащимися, педагогами, с родителями как нормально развивающихся детей, так и детей с ОПФР. Среди них: информационно-справочные, просветительские методы, консультирование, анкетирование, беседы, диагностика потребностей и ресурсов детей с ОПФР, социометрия, игровые методы, интерактивные методы, дискуссии, метод проектов, семинары-практикумы, тренинговые программы и др.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Направления и их содержание

Создание инклюзивной образовательной среды осуществляется по трем основным направлениям, каждое из которых включает ряд необходимых компонентов:

  • инклюзивные условия – доступность среды учреждения на всех уровнях. Наличие в учреждении безбарьерной пространственной среды, использование доступных для ребенка с ОПФР материалов и оборудования, адаптацию технологий и содержания воспитательно-оздоровительного процесса с учетом возможностей ребенка с ОПФР. Ответственными за создание инклюзивных условий являются администрация учреждения и методическая служба;
  • инклюзивная культура – готовность педагогов к работе в условиях инклюзивной смены. Педагог мотивирован к работе в условиях инклюзии и имеет необходимые для этого профессиональные компетенции. Складывается из следующих компонентов: знание сотрудниками учреждения сущности инклюзивного образования, понимание и принятие ценностей и принципов инклюзии, толерантное отношение к детям с ОПФР, владение практическими компетенциями включения ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с обычными детьми. Формируется до начала смены администрацией, методической и социально-психологической службами;
  • инклюзивная практика – включение ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с учетом его особенностей. Предполагает активное участие ребенка с ОПФР во всех видах деятельности, благоприятный социально-психологический микроклимат в коллективе, толерантное отношение к детям с ОПФР. Это направление реализуется впроцессе инклюзивной смены методической службой, педагогом-психологом, воспитателями.

 

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Включает критерии и показатели, уровни сформированности инклюзивной образовательной среды.

Графически  модель представлена ниже.

 


9. Программа эксперимен-тальной деятельности

Цель экспериментальной деятельности: выявить эффективность экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования и обосновать целесообразность ее внедрения в воспитательно-оздоровительную практику страны.

Задачи:

  • обеспечить необходимые условия для внедрения модели  формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования;
  • апробировать алгоритм организации инклюзивных смен, направления работы, содержание, формы, методы, приемы, технологию работы в инклюзивной смене, критерии и уровни сформированности инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования;
  • осуществить анализ результатов экспериментальной деятельности, определить стратегию и тактику внедрения результатов эксперимента в воспитательно-оздоровительный процесс.

Объект экспериментальной деятельности:

инклюзивная образовательная среда в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

Предмет экспериментальной деятельности:

условия эффективного формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования организации

 

Этапы:

Этап

Сроки

Задачи

Содержание этапа

Прогнозируемый

результат

Подготовительный

Сентябрь

2019-октябрь 2019

Диагностика трудностей реализации проекта

Анализ возможных трудностей реализации экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования и выявление путей их преодоления

Стратегии реализации проекта, обеспечивающие высокую эффективность экспериментальной деятельности

 

Основной

Ноябрь 2019- май 2021

Апробация  модели

Апробация алгоритма организации инклюзивных смен, направлений работы, содержания, форм, методов, приемов, технологии работы в инклюзивной смене, критериев и уровней сформированности инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования

Разработка диагностического инструментария (анкеты, социограммы).

Создание коллекции ресурсов по инклюзивному образованию: подбор печатных изданий, плакатов, раздаточного материала, фильмов. Открытие рубрики «Инклюзивная смена» на сайте НДЦ «Зубренок».

Программы семинаров практикумов и тренингов по подготовке педагогов, родителей, детей к инклюзивной смене.

Макеты программ проведения инклюзивных смен, сценарные планы мероприятий.

Разработка необходимой документации инклюзивных смен.

Аналитический

Май-август 2021

Оценка эффектив

ность

экспериментальной деятель

ности

Систематизация, анализ и обобщение  результатов экспериментальной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности

Разработка методических рекомендаций

Отчет о результатах реализации экспериментального

проекта. 

Публикации о результатах экспериментальной деятельности.

Методические рекомендации поорганизации инклюзивной смены в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

 

 

Методы проведения экспериментальной деятельности:

- теоретические: анализ, обобщение, структуризация, систематизация; изучение нормативно-правового обеспечения; сравнение, моделирование, классификация, систематизация, обобщение;

- эмпирические: наблюдение; беседа; анкетирование; экспертная оценка; социометрия;

- статистические: методы математической статистики для оценки достоверности полученных результатов.

    Независимые переменные:

  • алгоритм организации инклюзивных смен;
  • направление работы в инклюзивных сменах;
  • формы, методы и технологии работы с педагогами, направленные на формирование у них инклюзивной культуры и инклюзивной практики;
  • формы, методы и технологии работы с нормально развивающимися учащимися, направленные на формирование у них инклюзивной культуры;
  • формы, методы и технологии работы с родителями нормально развивающихся учащихся, направленные на формирование у них инклюзивной культуры.
  • сотрудничество участников воспитательно-оздоровительного процесса во время инклюзивных смен.           

Зависимые переменные:

  •  принятие сотрудниками учреждения ценностей и принципов инклюзивного образования;
  • знание сотрудниками учреждения сущности инклюзивного образования;
  • знания учащихся о сущности инклюзивного образования;
  • знания родителей о сущности инклюзивного образования;
  • способность педагогов к толерантному отношении к детям с ОПФР;
  • способность родителей нормально развивающихся детей к толерантному отношению к детям с ОПФР;
  • способность учащихся к толерантному отношению к сверстникам с ОПФР;
  • высокий уровень готовности педагогов к работе в инклюзивной смене;
  • приобретение педагогами профессиональных компетенций в области инклюзивного образования;
  • опыт работы педагогов в инклюзивной смене;
  • опыт взаимодействия у нормально-развивающихся детей с детьми с ОПФР;
  • социально-психологический микроклимат в инклюзивном отряде
  • удовлетворенность всех субъектов воспитательно-оздоровительного  процесса качеством образования в условиях эксперимента.

Диагностический инструментарий для оценки эффективности апробируемого нововведения, описание методик оценки результатов эксперимента:

  • анкетирование с целью изучения мнения родителей детей с ОПФР, родителей нормально развивающихся детей, педагогов, самих детей о результативности инклюзивных смен (анкетирование);
  • бланки для супервизии «Доступность мероприятия»; «Доступность игрового, учебного, дидактического материала»; «Доступность здания, помещения» и т.д. (экспертные оценки);
  • психодиагностические методики изучения психологического климата в детском коллективе (социометрия, методика оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, методика изучения социально-психологического климата с помощью метода «цветописи» А.Н.Лутошкина);
  • наблюдение за включением детей с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействия с учетом их возможностей и ограничений, за их самореализацией (диагностические дневники);
  • наблюдение за нормально развивающимися детьмис целью выявления комфортности пребывания в инклюзивной смене, их самореализацией  (диагностические дневники);
  • наблюдение за сформированностью у обычных учащихся эмпатии,  толерантного отношения к детям с ОПФР, идентификации себя со сверстниками с особенностями развития (листы наблюдений, экспертная оценка);
  • контент-анализ результатов экспериментальной деятельности.

10. Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность эксперимен-тальной деятельности

Критерии оценки эффективности экспериментальной деятельности включают:

Критерии

Показатели

Создание в учреждении необходимой безбарьерной среды

наличие безбарьерной пространственной  среды

использование доступных для ребенка с ОПФР материалов и оборудования

адаптацию технологий и содержания воспитательно-оздоровительного процесса с учетом возможностей ребенка с ОПФР

Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивной смены

знание сотрудниками учреждения сущности инклюзивного образования

принятие ценностей и принципов инклюзии

толерантное отношение к детям с ОПФР

владение практическими компетенциями включения ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с обычными детьми

Включение ребенка с ОПФР во все виды деятельности с учетом его возможностей

активное участие ребенка с ОПФР во всех видах деятельности

благоприятный социально-психологический микроклимат в отряде

толерантное отношение к детям с ОПФР со стороны сверстников

 

По каждому критерию выделяется три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: наличие 100-80% безбарьерной архитектурной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования; использованиедоступных для ребенка с ОПФР материалов и оборудования по мере возникновения необходимости; технологии и содержание образовательного процесса адаптированы под возможности ребенка с ОПФР; все сотрудники знают сущность инклюзивного образования, принимают ценности и принципы инклюзии, толерантно относятся к детям с ОПФР; от 100 до 80% сотрудников владеет практическими компетенциями включения ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с обычными детьми; в отряде благоприятный социально-психологический климат, дети с ОПФР имеют 2 статусную категорию с не менее 3 взаимными выборами; сверстники в 100-80% толерантно относятся к детям с ОПФР.

Средний уровень: наличие 79-50 % безбарьерной архитектурной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования; использованиедоступных для ребенка с ОПФР материалов и оборудования в определенных  случаях; технологии и содержание образовательного процесса частично адаптированы под возможности ребенка с ОПФР; не менее 80-70% сотрудников знают сущность инклюзивного образования, принимают ценности и принципы инклюзии, толерантно относятся к детям с ОПФР; от 79% до 50% сотрудников владеет практическими компетенциями включения ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с обычными детьми; в отряде благоприятный социально-психологический климат, дети с ОПФР имеют 2-3 статусную категорию с не менее 2 взаимными выборами; сверстники в 79-60% толерантно относятся к детям с ОПФР.

Низкий уровень: менее 50% наличия безбарьерной архитектурной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования; использованиедоступных для ребенка с ОПФР материалов и оборудования в единичных случаях; технологии и содержание образовательного процесса не адаптированы под возможности ребенка с ОПФР; менее 70% сотрудников знают сущность инклюзивного образования, принимают ценности и принципы инклюзии, толерантно относятся к детям с ОПФР; менее 50% сотрудников владеет практическими компетенциями включения ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с обычными детьми; в отряде не благоприятный социально-психологический климат, дети с ОПФР имеют 3 статусную категорию с не менее 1 взаимным выбором; сверстники менее, чем в 60% толерантно относятся к детям с ОПФР.

11. Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Для реализации проекта в учреждении образования необходимо следующее кадровое обеспечение:

 

Занимаемая

должность

Описание требований

Директор учреждения

образования

Понимание значимости экспериментального проекта для учреждения образования и системы образования в целом, обеспечение организации, проведения и контроля за ходом эксперимента; предоставление отчетов по результатам реализации проекта

 

Заведующий отделом организационно-методической работы  

Педагог-психолог

Высшая (первая) квалификационная категория, владение психологическими методиками диагностики психических процессов, социального развития детей с ОПФР, уровня благополучия микроклимата детского объединения.

 

Учителя, воспитатели, педагоги-организаторы

Высшая (первая) квалификационная категория, владение современными технологиями обучения, навыками экспериментальной и исследовательской деятельности.

Дополнительно в ходе реализации экспериментального проекта могут принимать участие: библиотекарь, учитель информатики (информационное обеспечение проекта), медицинский работник (медицинское сопровождение проекта).Кроме того, для повышения эффективности экспериментальной деятельности может быть организована работа творческих групп учителей.

Материально-техническая база учреждения образования, осуществляющего экспериментальную деятельность, должна соответствовать существующим нормативам. Положению  о воспитательно-оздоровительном учреждении образования (от 24.05.2013 № 27). Для успешной реализации экспериментального проекта необходимо регулярное пополнение библиотечного фонда педагогическими изданиями, научно-методической и справочно-энциклопедической литературой; обновление компьютерных программных продуктов, возможность пользования удаленными информационными ресурсами (доступ в Интернет), наличие мультимедийного оборудования,  множительной техники.

12. Сроки проведения экспериментальной деятельности

Продолжительность экспериментальной деятельности – сентябрь 2019 – август 2021 г.

Продолжительность эксперимента обусловлена тем, что в течение одного учебного года невозможно создать качественную коллекцию всех групп средовых ресурсов (предметных, пространственных, организационно-смысловых и социально-психологических), сформировать инклюзивную культуру у педагогического состава, обучить инклюзивной практике, а также сделать научно обоснованные выводы об эффективности апробации модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

13. Финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта

В процессе апробации проекта предусматривается введение надбавок к заработной плате участникам экспериментального проекта за счет средств местных бюджетов. Предполагается привлечение средств от внебюджетной деятельности, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для приобретения литературы, обучающих компьютерных программ, подготовку методического обеспечения формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования и иных мероприятий, связанных с реализацией задач эксперимента.

Содержание данного проекта носит комплексный характер, что предполагает привлечение сотрудников Института инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка, специалистов региональных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, экспертов, изучающих вопросы социальных отношений, конфликтологии, родительства.

Социальная значимость.Апробация результатов научного исследования будет содействовать, с одной стороны, реализации возможностей детей с особенностями психофизического развития, повысится качество их жизни, с другой стороны, развитию толерантности и эмпатии всех субъектов инклюзивного образования (нормально развивающихся детей, их родителей, педагогов, персонала).

Практическая значимостьпроекта состоит в том, полученные научные разработки позволят повысить качество организации и реализации инклюзивного образования, усилят тенденции равного отношения в обществе к лицам с особенностями психофизического развития и обеспечат реализацию ключевых идей Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь в условиях оздоровительных лагерей.

Впервые будет осуществлена апробация алгоритма организации инклюзивной смены в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, изучена модель формирования инклюзивной образовательной среды в оздоровительном лагере. Созданный методический продукт (создание коллекции предметных, пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических ресурсов; проведение цикласеминаров-тренингов по формированию инклюзивной культуры в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования; апробация анкет для всех субъектов образовательного процесса, разработка планов инклюзивных смен, сценариев инклюзивных мероприятий,  разработка необходимой документации инклюзивных смен) будет востребован во всех воспитательно-оздоровительных учреждениях образования страны.

Апробированные в ходе эксперимента материалы могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов.

 

Научный руководитель:

доцент кафедры специальной педагогики 

Института инклюзивного образования

БГПУ им.М.Танка                                                                                                  Е.А.Лемех

 

Уважаемые родители! Просим Вас  принять участие в опросе

Новости  

IХ Международная научно-практическая конференция

«Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: практика, проблемы и перспективы инновационной деятельности» 

IХ Международная научно-практическая конференция «Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: практика, проблемы и перспективы инновационной деятельности» прошла в НДЦ «Зубренок» 28-29 октября 2020 года в онлайн-режиме.

В ходе конференции был рассмотрен широкий круг вопросов: теоретические аспекты инновационной деятельности, формирование профессиональных компетенций педагогов, разработка управленческих решений и сетевое взаимодействие как эффективная инновационная технология. Программа конференции предполагала пленарное заседание и работу пяти секций по направлениям. Одна из секций была посвящена вопросу «Инклюзивное образование в условиях воспитательно-оздоровительного учреждения образования». Руководителем секции выступила Светлакова О.Ю., старший преподаватель кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования. Для участников секции Ольга Юрьевна представила доклад «Диагностика инклюзивной культуры в условиях летнего оздоровительного лагеря». Красовская С.С., заведующий отделом методической, информационной, инновационной деятельности и международных связей УО «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» выступила с докладом «Формирование инклюзивной культуры как необходимое условие работы с подростками в процессе организации инклюзивных смен в воспитательно-оздоровительном учреждении образования». Помимо этого, участники секции рассмотрели такие вопросы как «Инновационное развитие инклюзивных программ работы с детьми в условиях санаторно-оздоровительного лагеря», «Специфика организации инклюзивного образования в условиях воспитательно-оздоровительного учреждения образования», «Внедрение и осуществление практик инклюзивного образования как основа успешной социализации учащихся» и др. 

Смена «Примерь профессию на себя» 

С 3 по 23 октября 2020 года в учреждении образования «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» прошла смена «Примерь профессию на себя». Участие в смене приняли дети с особенностями психофизического развития. В процессе смены были созданы условия для личностного развития воспитанников, их профессионального становления и жизненного самоопределения, формирования деятельностной позиции по отношению к своему будущему, воспитания потребности в самопознании.

На протяжении смены подросткам были предложены интерактивные формы работы, содержание которых направлено на формирование навыков самопознания и самоопределения, профессиональные пробы, организованы встречи с людьми, добившимися успеха в своей профессиональной деятельности и др. Подростки на смогли попробовать свои способности в разнообразных направлениях деятельности. Одним из основных мероприятий смены стал Фестиваль профессий, в процессе которого были созданы условия для формирования профессиональных интересов воспитанников.

            Также важным направлением в смене было формирование инклюзивной культуры у подростков. Внимание участников смены было обращено на то, что все дети уникальны, что все могут получать образование независимо от их психофизических и других особенностей. Каждый из участников смены имел равные возможности для полноценного развития и участия в программе смены. Главной задачей воспитателей инклюзивных отрядов было сплотить воспитанников между собой, создать такие условия, чтобы каждый смог чувствовать себя важным и значимым для других. Необходимо ответить, что педагоги успешно справились с поставленной задачей. 

Семинар-тренинг для педагогов «Навстречу друг другу, или формирование инклюзивной культуры»

Как свидетельствует практический опыт, эффективным инструментом формирования готовности педагога к взаимодействию с ребенком с особенностями психофизического развития является совместное коллективное переживание инсценированных ситуаций.

Развитие эмпатии и возможности взаимодействовать с семьей ребенка с особенностями выходит на иной уровень при понимании педагогическим коллективом психологических особенностей семей, находящихся на разных этапах принятия и переживания ситуации.

13 октября 2020 года на семинаре-тренинге педагоги смогли расширить знания о психологических особенностях семьи ребенка с особенностями, приняли участие в тренинговых упражнениях и психологических играх. На семинаре обсуждались пути помощи и поддержки семьи ребенка с особенностями психофизического развития во время нахождения ребенка в НДЦ «Зубренок».

Педагоги обменялись опытом и поделились мнением о проблеме. В ходе встречи подтвердилась актуальной темы и важность данной формы работы. 

В Национальном институте образования состоялось организационное совещание по вопросам реализации экспериментального проекта «Апробация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования» в 2020-2021 учебном году

7 октября 2020 года в Национальном институте образования Республики Беларусь прошло организационное совещание по вопросам организации экспериментальной деятельности в 2020-2021 учебном году. В совещании приняли участие Красовская С.С., специалист НДЦ «Зубренок» ответственный за экспериментальную деятельность по проекту «Апробация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования», Лемех Е.А., руководитель экспериментального проекта, кандидат психологических наук, доцент.

В ходе совещания были представлены результаты, полученные в итоге реализации экспериментального проекта на протяжении прошлого учебного года, обозначены ключевые моменты запланированной деятельности в текущем учебном году, рассмотрен календарный план, уточнен перечень диагностических методик, обсуждены главные задачи, которые заключаются в обеспечении необходимых условий для внедрения модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, уточнении и дальнейшей апробации алгоритма организации инклюзивных смен, направлений работы в инклюзивной смене, критерий и уровней сформированности инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, подготовке методических рекомендаций для организаторов инклюзивных смен. 

Работа по экспериментальному проекту «Апробация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования» продолжается  

14 сентября 2020 года состоялось заседание методического совета, на котором был рассмотрен календарный план экспериментальной деятельности по экспериментальному проекту «Апробация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования» на 2020-2021 учебный год. Реализация экспериментального проекта будет осуществляться на 2-ом этапе.

Задачи экспериментального проекта на текущий учебный год заключаются в обеспечении необходимых условия для внедрения модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, уточнении и дальнейшей апробации алгоритма организации инклюзивных смен, направлений работы, содержания, форм, методов, приемов, технологий работы в инклюзивной смене, критериев и уровней сформированности инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, анализе результатов экспериментальной деятельности.

Смена «С уважением к энергосбережению»

С целью создания условий для повышения уровня экологической культуры воспитанников с 10 апреля по 30 апреля 2020 года в НДЦ «Зубренок» состоялась смена «С уважением к энергосбережению». В ней приняли участие ребята с психофизиологическими особенностями. Реализация профильной программы увлекла ребят: все они с удовольствием приняли участие в тематических занятиях. Также увлекательным для ребят было и участие в досуговой деятельности, которой также уделяется много внимания смены. В отрядах педагогами также проводилась традиционная работа по сплочению участников смены, по созданию условий для самореализации каждого воспитанника. 

Смена «Экодилижанс»

С 19 марта по 8 апреля 2020 года в НДЦ «Зубренок» состоялась смена «Экодилижанс», в которой наравне со всеми приняли участие ребята с особыми образовательными потребностями. Тема экологии сегодня актуальна и важна для каждого, поэтому вдвойне здорово, что в смене участвовал широкий круг воспитанников и каждый в меру своих возможностей смог приобщится к изучению и сохранению окружающего нас мира.

Во время реализации смены каждый воспитанник посетил факультативные занятия «Зеленая школа», программу объединения по интересам «Экология сегодня», дискуссионные площадки, образовательный форум «Вектор на будущее», образовательные экскурсии. В смене прошел финал XIII республиканского конкурса детских научно-практических работ эколого-биологической тематики «Прозрачные волны «Нарочи». А главным мероприятием смены стал конкурс «Юный эколог», который проводился в 4 этапа: 1 этап – олимпиада по биологии, 2 этап – олимпиада по экологии, 3 этап – конкурс сочинений «Экология в моей жизни», 4 этап – участие в шоу-программе «Юный эколог». Также в отрядах прошли занятия по формированию толерантности, принципов взаимопомощи и принятию индивидуальных особенностей любого человека.

Смена «Открытый мир»

В современном обществе необходимо уделять внимание поликультурному воспитанию детей, которое направлено на формирование у воспитанников умения жить в соседстве с представителями других народов, противостоять политическому, религиозному экстремизму. В Концепции непрерывного воспитания детей и молодежи отмечается, что «поликультурное воспитание включает в себя усвоение многоплановых ценностей и традиций, подготовку к межкультурному взаимодействию. Воспитание основывается на принципах толерантности, уважения к иным народам и культурам, равенства социокультурных групп, представителей рас, религий, этносов. Все эти аспекты невозможны без воспитания нравственной, гуманной личности.

Именно поэтому с 26 февраля по 17 марта 2020 года в НДЦ «Зубренок» состоялась смена «Открытый мир», участниками которой стали учащиеся 7-8 классов, достигшие высоких показателей в учебной и общественной работе, которые являлись активистами волонтерского движения в рамках инклюзивного образования, активистами образовательных программ ЮНИСЕФ. В число этих воспитанников от каждой области были включены по пять представителей из инклюзивных или интегрированных классов 3-ей степени инвалидности с сохранным интеллектом.

Целью смены стало создание условий для воспитания в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

На время смены каждый отряд превратился в «Клуб путешественников», став таким образом участником соревнования на оптимальный результат путешествия по дорогам «открытого мира». Главной задачей этого путешествия было изучение и создание того комфортного мира, в котором будет уютно всем. А сделать они это смогли только сообща.

На протяжении смены реализовывались такие мероприятия, как встречи с психологами и специалистами инклюзивного образования, конкурс-презентация «Наука жить вместе», конкурс музыкальных постановок «Мы разные, но мы едины», кинолекторий «Особые таланты», конкурс видеороликов «Рука помощи», конкурс-презентация стендовых докладов «Жизнь без границ», шоу-программы: «Фестиваль искусств», «Мисс «Зубренок». Ребята также участвовали в спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых мероприятиях, с помощью экскурсий знакомились с достопримечательностями Беларуси.

Итоговая программа «Один за всех и все за одного» 

16 марта в смене «Открытый мир» состоялась итоговая программа «Один за всех и все за одного», в рамках которой отряды смогли еще раз проявить свои способности,  показать достижения, силу командного духа и стремления к победе. На страницах креативного фотоальбома воспитанники вспомнили, как ярко была прожита смена, перелистали странички знаний и нравственных понятий, с которыми познакомились за время академий «Дорогою добра», каждый отряд продемонстрировал творческие успехи и победы. Двадцать один день ребята из корпуса «Лесной дом» шагали по дорогам открытого мира, проявляя дружбу, взаимовыручку  и командную работу, но был один отряд, лидирующий в гонке – 1 «Лесной» отряд! Поздравляем победителей!

        Итоги подведены, победители награждены, лучшие из лучших названы… Но это не значит, что мы прощаемся. Мы просто говорим «До свидания»! 

Зажигаем вместе с 6 «Лесным» отрядом

Воспоминания в цифрах

«Твори добро», как 5 «Лесной» отряд

Указатели во взрослую жизнь

Стендовые доклады «Жизнь без границ»

Вспоминая традиции

«На пути к волонтерству»

12 марта участники смены «Открытый мир» в формате видеоконференции пообщались с представителями детского фонда ЮНИСЕФ.

В ходе конструктивного диалога партнеры смены поведали ребятам о приоритетных направлениях работы детского фонда, затронули тему волонтерства и инклюзивного образования, рассказали о проекте «Город, дружественный детям».

В ходе общения ребята с успехом ответили на вопросы образовательной викторины, узнали, какими качествами обладает настоящий волонтер, рассказали о своих личных инициативах и делах, участниками которых стали в «Зубренке». 

Воспитанники корпуса «Лесной дом»

В ходе общения

Час  развивающих игр

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное  светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Участникам смены «Открытый мир» представилась возможность познакомиться с полезными свойствами игры. 10 марта ребята посетили занятие «Час  развивающих игр», благодаря которому получили позитивные впечатления, узнали о способах управления эмоциональным состоянием, а также смогли потренировать такие психические процессы, как память, воображение, внимании и мышление. В ходе участия в многообразии игр, неформального общения друг с другом, ребята поняли, что игра является одним из наиболее эффективных способов управления, мощным средством воздействия на человека.

Играем вместе

Мастерство коммуникации в творчестве

«Красота в глазах смотрящего» основная идея психологического аспекта в смене «Открытый мир». Каждый воспитанник хорош по-своему, и задача как воспитателей, так и психологической службы акцентировать внимание именно на сильных сторонах личности ребят.

В ходе организации 6 марта игровых тренингов в смене «Открытый мир» мальчишки и девчонки стремились прояснить, обосновать систему представлений о себе и других, обозначить ценность каждого, развить такие немаловажные навыки, как грамотная коммуникация, общение и восприятие, «словарь», умение правильно подбирать слова при общении со сверстниками и взрослыми. Это помогло воспитанникам стать внимательнее к другим и обращать внимание на то, что их сближает.

Все мы – разные, все мы – равные!

5 «Лесной» отряд обозначает свои сильные стороны

1 «Лесной» отряд учится навыкам невербального общения

Цветочное настроение

6 марта, в преддверии такого замечательного праздника, как Международный женский день, воспитанники корпуса «Лесной дом» выполнили творческие задания, подготовив самые настоящие, праздничные букеты, создающие весеннее настроение не только для девочек в отряде, но и для воспитателей корпуса.

Вот и воспитанники 6 «Лесного» не стали ждать, а поздравили любимого воспитателя – Анастасию Сергеевну с праздником весны.

Моменты радости

Матвей Шиман подарил цветочное настроение
воспитателю Анастасии Сергеевне

Дискуссия по кинофильму «Чудо»

5 марта воспитанники смены «Открытый мир» приняли участие в дискуссии по кинофильму «Чудо». Лидер-менеджером В.Н. Немировой был организован просмотр отрывков и последующее обсуждение картин, в которых рассказывалось о маленьком мальчике с редким генетическим заболеванием по  имени Август Пулман, о его жизни, взаимоотношениях с родителями, о проблемах в общении со сверстниками, о его хобби и мечтах, о его самом сложном жизненном испытании – отправлении в школу.

Ребята размышляли над вопросами: «Чему учит этот фильм?», «Почему родители решили отправить главного героя в обычную школу?», «Какими качествами обладает главный герой?», «Как бы отнеслись к такому мальчику в вашей школе?», «Есть ли у главного героя отрицательные качества?», «Почему фильм назван «Чудо»?» и др.

Благодаря этой трогательной истории мальчика каждому участнику кинодискуссии удалось разглядеть ту доброту, которой так часто не хватает в нашем мире и которую ребята в будущем смогут подарить окружающим, своим близким людям и сверстникам.

Просмотр и обсуждение кинофильма «Чудо»

Интерактивные площадки «День безопасности»

Привлечь внимание к проблеме и снизить процент гибели людей от внешних причин, способствовать развитию в обществе культуры безопасности жизнедеятельности, провести  образовательно-воспитательную и профилактическую работу с подрастающим поколением –  именно такие задачи ставил перед собой кураторы смены «Открытый мир» и представители ОГАИ отдела внутренних дел Мядельского райисполкома, члены Молодежного отряда охраны правопорядка НДЦ «Зубренок», сотрудники Мядельского районного отдела по ЧС и спасательной станции «Зубренок» во время организации и проведения интерактивных площадок «День безопасности» для ребят из корпуса «Лесной дом».

Активизация усилий госорганов была направлена на пропаганду безопасных условий проживания и поведения воспитанников, позволила ребятам познакомиться с важной для жизни и здоровья информацией, с аспектами профессиональной сферы и работы значимых гостей. В ходе работы интерактивных площадок ребятам также удалось узнать о назначении служебного транспорта, тех или иных инструментов и атрибутов,  примерить боевую одежду, ознакомиться с экипировкой спасателей.

Воспитанники 1 «Лесного» отряда и
сотрудники госавтоинспекции

Профилактическая беседа от представительницы
Мядельского районного отдела по ЧС

Метод личностного развития «Солнечные очки» 

         Что такое солнечные очки? Для чего они предназначены? Если бы у вас была возможность создать волшебные солнечные очки, от чего бы они защищали?

     3 марта над этими вопросами задумались и поработали воспитанники смены «Открытый мир». Ребятам было предложено нарисовать и вырезать свои волшебные солнечные очки, а на обратной стороне очков написать то, от чего бы они себя хотели защитить в центре, в коллективе.

       Девчонки и мальчишки, а также воспитатели с удовольствием примеряли очки, рассуждали над тем, нужны ли такие очки в жизни, как можно справиться с проблемами, которые существуют в коллективе, к кому можно обратиться в сложной ситуации. 

Творческий процесс создания волшебных
солнечных очков

Креативные очки Духановой Марты и
Блиновой Марии

Творческое задание «Не суди по обложке»

        Каждый из нас обладает совершенно удивительным внутренним миром. Но, к сожалению, мы не можем с первого взгляда оценить этот мир. Очень часто, увидев привлекательного человека, мы надеемся найти в нем красивые и интересные внутренние качества, приписываем ему определенные черты, но иногда разочаровываемся. Или же, наоборот, за скромным внешним видом и внешностью может скрываться потрясающий внутренний мир.

       То же самое и с книгой – когда мы видим красивую, модную, яркую обложку, наши руки так и тянутся посмотреть или прочесть ее, однако часто эта обложка не оправдывает наших ожиданий. 2 марта ребята из корпуса «Лесной дом» приняли участие в творческом задании «Не суди по обложке». Каждому отряду необходимо было взять в библиотеке две книги и закрыть бумагой их обложки. После этого на получившемся  полотне выбранных книг  ребята написали рецензии, и все книги выставили на обозрение и голосование в библиотеке НДЦ «Зубренок». Победу одержит та книга, которая получит наибольшее количество запросов на прочтение.

Оформление книги воспитанницей
1 «Лесного» отряда

Книги 1 «Лесного» отряда оформлены

Наука жить вместе

1 марта ребята из корпуса «Лесной дом» в роли экспедиторов творчески представили презентации рецептов отличной смены.

Веселое настроение, активное участие, настоящая дружба, доброта, забота о ближнем, понимание, взаимовыручка и многое другое понадобится ребятам в их необыкновенном путешествии по дорогам открытого мира.

Победители конкурса награждены сертификатами  на 100, 200, 300 километров пути в соответствии с игровой валютой смены.

И мы поздравляем победителей:

1 место досталось 3 «Лесному» отряду, 2 место между собой разделили 1 и 2 «Лесные» отряды, ну и третье место досталось 4, 5 «Лесным» отрядам.

Поздравляем наших победителей!

Отряд-победитель 3 «Лесной»

Выступление 1 «Лесного»

Межотрядные встречи «В гости друг к другу с подарками»

28 февраля в ходе реализации смены «Открытый мир» состоялись межотрядные встречи «В гости друг к другу с подарками», которые позволили познакомиться ребятам друг с другом, с другими отрядами, раскрыть свои творческие способности, возможности и интересы. Для участия во встречах каждому отряду необходимо было подготовить креативный сюрприз в виде песни, танца или поделки, а также творчески оформить место проведения. Каждый отряд справился на «отлично», порадовал своих гостей угощениями и подарками, смог создать уютную, дружескую атмосферу, способствующую диалогу и новым знакомствам. А то, как удалось справиться с важной миссией 2 «Лесному» отряду вы видите на фото.

Сердечные подарки

Открытки получили

Открой мир по-новому

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все мы разные, все мы – равные. 27 февраля прошло ОИ «Предъявите билет». Это была замечательная возможность каждому ребенку узнать про инклюзивную смену «Открытый мир».

Содержание смены ориентировано на формирование конструктивных взаимоотношений между детьми разных категорий, на насыщенное всестороннее развитие и отдых воспитанников. Образовательный компонент смены «Открытый мир»: факультативные занятия «Уроки толерантности», занятия в объединении по интересам «Дорогою добра», коллективно-творческие дела, кинолектории, ролевые игры и интерактивные площадки правовой и инклюзивной направленности позволят пополнить копилку знаний, познакомиться с основными понятиями и принципами толерантности. Все это и многое другое воспитанники могли узнать, следуя маршрутному листу, попадая на отрядные станции.

Организационные моменты

Станция СИР и МЭСа

Смена «Захавальнікі нацыянальнай культуры»

С 04.02.20г. по 24.02.20г. в НДЦ «Зубренок» прошла смена «Захавальнікі нацыянальнай культуры», целью которой былознакомство воспитанников с материальными и духовным наследием белорусского народа. Важным моментом смены стало то, что в ней приняли участие ребята с особенностями психофизического развития. Ребята с удовольствием включились в изучение традиций белорусского народа, принимали активное участие в подготовке и проведении творческих площадок, посвященных народным праздникам весеннего цикла, которые стали итоговым мероприятием образовательного компонента смены, что говорит о несомненно качественном включении ребят в весь воспитательный и образовательный процесс. Большую работу провели педагоги смены – нашли каждому ребенку дело по душе и возможностям, что стало фундаментом работы по организации инклюзивной смены.

Смена «История родного края на семейной фотографии»

Всегда так интересно заглянуть в старинный семейный альбом и увидеть на фотографиях своих предков. Судьба каждого из них, традиции, которые изображены на фотокарточках, являются неотъемлемой частью родного края каждого из нас. Изучить важные события в истории страны, рассматривая фотоальбомы, постичь духовную культуру родной земли через семейные истории своих сверстников смогли также ребята с особенностями психофизического развития, которые приняли участие в смене «История родного края на семейной фотографии», что прошла в НДЦ «Зубренок» с 11 по 31 января. В течение смены ребята активно общались со своими сверстниками, с удовольствием участвовали в отрядных мероприятиях, с энтузиазмом подключались к подготовке отрядных выступлений для общелагерных мероприятий. Без сомнения, опыт такого взаимодействия и общения стал важным и полезным для каждого участника смены. 

Смена «#Запечатляющие каникулы по следам сказок»

С 2 по 8 января в НДЦ «Зубренок» прошла самая сказочная смена, ведь Новый год – это особенный праздник, который с нетерпением ждут и взрослые, и дети. Это время чудес и добрых дел, поэтому особенно важно в это время не забыть о тех, кто больше других нуждается в нашем внимании: в смене приняли участие дети с нарушениями речи и слуха. Ребята не только отдыхали, но и проводили время с пользой: занимались спортом, посещали тематические прогулки, участвовали в новогодних квестах и творческих конкурсах, а еще сочинили письма Деду Морозу. Секрет незабываемых зимних каникул был прост: побольше общения со сверстниками, волшебная новогодняя атмосфера и участие в интересных мероприятиях: шоу-программах, дискотеках, соревнованиях, карнавале – все это стало отличным началом года для ребят.

Смена «Я гэты край радзімаю заву»

В рамках работы над экспериментальным проектом «Апробация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования» в смене с 5.12.19г. по 20.12.19г.  «Я гэты край радзімаю заву» принимали участие воспитанники учреждений специального образования. По подбору участников смен в НДЦ «Зубренок»  организована целенаправленная работа со структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования. В смене принимают участие воспитанники из всех регионов Республики Беларусь. Помимо профильной программы по теме смены во временных детских объединениях педагогами велась работа по сплочению участников смены, по созданию условий для самореализации каждого воспитанника. Этому способствовали беседы на нравственную тематику, творческие конкурсы, организация игровой деятельности и т.д.

Здоровый образ жизни

В НДЦ «Зубренок» каждую смену работают  профильные санаторные отряды «Здоровый образ жизни». Формирование культуры здорового образа жизни учащихся становится приоритетным направлением развития воспитательной системы центра. Целью создания профильного отряда «Здоровый образ жизни» является укрепление здоровья воспитанников и формирование у них навыков здорового образа жизни. В смене с 16.11.19г. по 3.12.19г. принимали участие дети с особенностями психофизического развития. Участники санаторного отряда «Здоровый образ жизни» посетили тренинги «Сила воли», организуемые специалистами  Белорусского Общества Красного Креста, занятия в лидер-клубе в детском офисе «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.

Помимо этого дети получили лечебно-оздоровительный комплекс медицинских процедур: жемчужные ванны, подводный массаж, бесконтактный массаж, кабинет ингаляции, ароматерапии и галотерапии, оздоровительные прогулки, посещение бассейна, бани, сауны. В зале лечебной физкультуры проводились групповые и индивидуальные занятия по комплексам, специально разработанным для укрепления дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы и др. Кроме оздоровительной программы, участники смены принимали активное участие в культурно-массовых мероприятиях, познавательных проектах, отрядных формах работы, направленных на формирование инклюзивной культуры нормально развивающихся  детей, формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития, на сплочение временного детского объединения и т.д.

Смена «Зубрятское игровидение»

С 25 октября по 14 ноября 2019 года в учреждении образования прошла смена «Зубрятское игровидение». Участие в смене приняли учащиеся 6-9 классов, достигшие высоких показателей в учебной и общественной работе, являющиеся активными участниками клубов игры, театров игры и т.д. Также участие в смене приняли воспитанники с особенностями психофизического развития. Помимо того, что в смене воспитанникам была предложена широкая программа по направлению игровой деятельности (программа объединения по интересам «Академия игромастера»,  организационно-игровой проект «Event-агенство», игровые площадки «Игровой аттракцион», конкурс-презентация отрядов «Это мы!», конкурс озвучки «Фильм, фильм, МУЛЬТФИЛЬМ!», уличные игры «Осенние забавы», «Тропа добрых рук» и др.), большое внимание в смене было уделено формированию инклюзивной культуры у воспитанников, создание условий для социализации детей с особенностями психофизического развития. Данная работа проводится в рамках организации в НДЦ «Зубренок» экспериментальной площадки по теме «Апробация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования».

Организация инклюзивных смен (отрядов) в НДЦ «Зубренок» практикуется на протяжении нескольких последних лет. Образовательная среда воспитательно-оздоровительного учреждения образования способствует созданию благоприятных условий для включения детей с особенностями психофизического развития в коллектив сверстников  и для организации полноценного отдыха всех участников смены.