Яндекс.Погода

О "Зубренке"

Программы

Оздоровительным лагерям

Образование

Оздоровление

Отдых

Медиацентр

Экспериментальный проект

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
 

Компонент

Содержание структурного компонента проекта

1. Полное название экспериментального проекта

Апробация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования

 

2. Данные о руководителе (руководителях) проекта

Лемех Елена Анатольевна

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования

Кандидат психологических наук, доцент

8-029-778 60 46    vea.68@mail.ru

3. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности

Выбор «Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубренок» для экспериментальной деятельности обусловлен: во-первых,наличием там безбарьерной среды; во-вторых,Центр работает круглый год, в нем осуществляется и образовательный, и воспитательный процессы; в-третьих, учреждение является базовым для оказания содействия оздоровительным лагерям в осуществлении научно-методического обеспечения образования. Кроме того, в НДЦ «Зубренок» создан отдел организации методической работы в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, который осуществляет взаимодействие всех детских оздоровительных лагерей в Республике Беларусь и рассматривается нами в дальнейшем как опорное учреждение по вопросам организации инклюзивных смен в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в стране. Кроме того, остальные воспитательно-оздоровительные учреждения образования работают только в летний оздоровительный период и не имеют возможности участвовать в экспериментальном проекте.

Программа экспериментальной деятельности будет апробироваться в следующих учреждениях образования:

Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок».

4. Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

Основная идея экспериментального проекта состоит в апробации модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

Новизна проекта заключается в том, что впервые в Республике Беларусь реализуется идея организации инклюзивных смен в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования. В настоящее время опыт совместного пребывания детей с особенностями психофизического развития (ОПФР)и нормально развивающихся детей в условиях оздоровительного лагеря в нашей стране носит не системный, а эпизодический характер,  требует учета принятых нормативных документов (Закон «Оратификации Конвенции о правах инвалидов», 2016; Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, 2015), осмысления сложившейся социокультурной ситуации, разноаспектной готовности всех субъектов воспитательно-оздоровительного процесса к инклюзивным сменам, специфики самих воспитательно-образовательных учреждений, разработки методического обеспечения. Переход к повсеместному открытию инклюзивных смен  в республике требует предварительной апробации экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, уточнения условий ее эффективного внедрения в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

5. Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта

Президентом Республики Беларусь 18 октября 2016 г. подписан Закон «Оратификации Конвенции о правах инвалидов».Это свидетельствует о стремлении нашей страны при разработке и осуществлении государственной социальной политики ориентироваться на международные стандарты в области прав инвалидов. Статья 24 данной Конвенции гласит «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

План  мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (2015) предусматривает несколько направлений. В данном экспериментальном проекте мы затрагиваем следующие: осуществление научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности, затрагивающей разные аспекты инклюзивного образования; мероприятия по созданию системы научно-методического обеспечения инклюзивного образования; мероприятия, направленные на создание адаптивной образовательной среды в учреждениях образования; формирование толерантности у всех участников образовательного процесса.

В условиях воспитательно-оздоровительных  учреждений образования формирование инклюзивной образовательной среды необходимо. Дети находятся вместе круглосуточно в течение смены, школьники могут получить бесценный опыт погружения в инклюзивную среду, который затем смогут транслировать в своих учреждениях образования, в социальных отношениях в целом.

Согласно перечисленным выше документам, ребенок с особенностями психофизического развития  может посещать обычный детский сад, школу, которая находится во дворе его дома, ездить в воспитательно-оздоровительные учреждения образования и т.д. Этим объясняется актуальность заявленной темы.

Основными причинами, затрудняющими повсеместное появление инклюзивных смен, являются: отсутствие либо недостаточность безбарьерной среды в широком и узком смысле; неготовность всех субъектов воспитательно-оздоровительного процесса (родителей, детей, педагогов) к активному взаимодействию; отсутствие профессиональных компетенций педагогов к работе с детьми с ОПФР, поэтому воспитатели, оказавшись в ситуации инклюзивной смены, действуют интуитивно; отсутствие методической  базы организации инклюзивных смен.

Кроме того, основными отличиями воспитательно-оздоровительных учреждений образования от школ и детских садов являются: отсутствие постоянных педагогических кадров; отсутствие времени на подготовку педагогических работников к инклюзивной смене; не всегда есть информация о контингенте детей с ОПФР до начала смены; дети, как с особенностями развития, так и нормально развивающиеся, чаще всего, не знают друг друга; родители обоих категорий детей не знакомы, находятся далеко от лагеря.

В результате проведенного анализа существующей практики выявлены противоречия между:

- декларацией инклюзивного образования в нашей стране и отсутствием документов, регламентирующих создание инклюзивных смен в воспитательно-оздоровительном учреждении образования;

-  необходимостью в организации инклюзивных смен и отсутствием инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования;

- необходимостью практической реализации инклюзивных смен и отсутствием их методического обеспечения.

С целью преодоления вышеуказанных противоречий была разработана модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования,которая нуждается в апробации. Ее практическая значимость для системы образования состоит в том, что предлагаемые в рамках модели алгоритм организации инклюзивных смен, принципы, условия, направления, методы, формы, приемы   могут использоваться при формировании инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования Республики Беларусь. 

Все это позволяет говорить о целесообразности данного экспериментального проекта.

6. Формулировка гипотезы, цели и задач

Выдвигается гипотеза о том, что реализация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования будет эффективной при соблюдении следующих условий:  

- осуществляется преемственность учреждения общего среднего образования и воспитательно-оздоровительного учреждения образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений;

- реализуется адекватное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР участниками воспитательно-оздоровительного процесса (педагогами, профильными специалистами, при необходимости волонтерами и тьюторами, родителями);

- наличествует активная родительская позиция;  

-  реализована модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, включающая целевой, методологический, организационный, методический, содержательный, результативный  блоки.

Цель– экспериментальная проверка эффективностимодели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительные учреждениях образования Республики Беларусь.

Задачи:

  1. Проанализировать возможные трудности реализации экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования и выявить пути их преодоления на всех уровнях (организационном, содержательном, методическом).
  2. Апробировать модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении.
  3.  Уточнить условия эффективного внедрения организационно-содержательной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительные учреждения образования.
  4. Доработать проект методических рекомендаций поорганизации инклюзивной смены в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

7. Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект

Предлагаемая к апробации модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образованиябыла выполнена в соответствии с заданием Министерства образования Республики Беларусь на 2018 год «Разработать научно-методическое обеспечение формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования», номер госрегистрации 20180395.  

Теоретической базой исследованиявыступают: 

-  концепция обеспечения качества жизни и нормализациижизнедеятельности лиц с инвалидностью (Н.Э. Бенк-Миккельсен, Б. Нирье);

- ценности и принципы инклюзивного образования (Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями);

- учет направлений реализации инклюзивного образования, основных маркеров, критериев, показателей и индикаторов инклюзивного образования(Т. Бут и М. Эйнскоу; Н.Н. Баль, Е.А. Лемех, С.Н. Феклистова, В.В. Хитрюк и др.);

- средовый подход к образованию (С.Е. Гайдукевич,В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.).

8. Описание структуры и содержания внедряемой апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.)

Модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования включает целевой (цель и задачи), методологический (методологические основы, принципы, условия), организационный (алгоритм создания, партнеры), методический (формы, методы, приемы, технологию), содержательный (направления и содержание), результативный (критерии и уровни сформированности) блоки.

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования:создание среды, которая обеспечивает комфортное совместное пребывание и детям с особенностями психофизического развития (социализация, социальная реабилитация, реализация личностного потенциала) и нормально развивающимся детям (воспитание доброжелательного, сочувственного отношения к людям с ОПФР, формирование ценностного отношения к жизни и своему здоровью), позволяет учесть их возможности для эффективной самореализации с учетомспецифических индивидуальных особенностей.  

Задачи:

  1. Создание инклюзивных условий  в воспитательно-оздоровительном учреждении образования посредством обеспечения предметными, пространственными, организационно-смысловыми и социально-психологическими средовыми ресурсами.
  2. Формирование инклюзивной культуры у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса через информирование о сущности инклюзивного образования, принятие его принципов и ценностей, формирование толерантности к «инаковости», формирование готовности и способности сотрудников учреждения образования к работе с детьми с особенностями психофизического развития.
  3. Реализация инклюзивной практики через включение детей с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействия с учетом их возможностей и ограничений.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Теоретико-методологической основа:

  1. Инклюзивные процессы опираются на концепцию обеспечения качества жизни и нормализациижизнедеятельности лиц с инвалидностью(Н.Э. Бенк-Миккельсен, Б. Нирье).В ее основу положена идея о максимальной приближенности человека с особенностями психофизического развития к обычным условиям нахождения в обществе. Для людей с нарушениями делаются доступными такие формы повседневного существования и условия жизни, которые являются как можно более близкими к общепринятым или фактически полностью совпадают с ними.При этом люди с нарушениями включаются в общество на своих собственных условиях, которые социум понимает и учитывает.
  2. На основе положений Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями сформулированы  ценностии принципыинклюзивного образования.Это позволяет формировать толерантное отношение к проявлению любой «инаковости», а также противостоять дискриминационным настроениям, бороться с проявлениями негативных социальных стереотипов.
  3. Учет направлений реализации инклюзивного образования, основных маркеров, критериев, показателей и индикаторов инклюзивного образованияАнглийские авторы Т. Бут и М. Эйнскоу предлагают три направления (маркера) реализации инклюзии в учреждении: доступность образования, создание инклюзивной культуры, развитие инклюзивной практики. Разработанные зарубежными авторами маркеры адаптированык условиям Республики Беларусь,  представленырядом критериев (Н.Н. Баль, Е.А. Лемех, С.Н. Феклистова, В.В. Хитрюк и др.).
  4. Средовый подход к образованию. В современном мире средовый подход к образованию рассматривается как перспективный на уровне ЮНЕСКО. Методологический статус он получил в последние десятилетия прошлого века, когда начала активно развиваться психолого-педагогическая концепция средо-ориентированного обучения(С.Е. Гайдукевич,В.И. Слободчиков,В.А. Ясвин).

С. Е. Гайдукевич, обобщая исследования современных авторов, предлагает следующие положения средового подхода: образовательная среда – это совокупность влияний, условий и возможностей развития личности ребенка. При этомвлияния это источник разнообразного культурного опыта (знаний, умений, отношений); условия гарант успешного его присвоения (переживания, сопереживания, многократные повторения); возможности символ активного начала не только среды, но и самого ребенка, который может осуществлять выбор объектов «собственной» активности в среде, способ, форму, темп и интенсивность взаимодействия с ними; структурными элементами образовательной среды являются средовые ресурсы (предметные, пространственные, организационно-смысловые и социально-психологические); среда нуждается в специальной организации в соответствии с заданной образовательной целью; организованная образовательная среда представляет собой не отдельно взятые ресурсы, а многомерные образования «средовые комплексы», т.е. в соответствии с образовательной целью специальным образом организованно пространство, продумано его наполнение и возможные виды деятельности, заданы основные установки, мотивы и правила поведения; взрослые (педагоги и родители) выполняют систему действий по созданию средовых комплексов. Они определяют цель, проектируют и непосредственно организуют образовательную среду; основной развивающий эффект достигается при условии самостоятельного взаимодействия ребенка с образовательной средой, которая призвана стимулировать детскую активность, самостоятельность и инициативу.

Принципы:

  1. Физическая и психологическая безопасность, т. е. обеспечение безопасного пространства для детей, уменьшение потенциальных угроз, в том числе психологических (боязнь наказания, ошибки, неожиданности).
  2. Коррекционно-развивающая направленность, т.е. педагогические воздействия должны быть нацелены не только на коррекцию и компенсацию нарушений, на необходимость использования сохранных функций (например, имеющиеся двигательные возможности при ДЦП; остаточный слух и т.д.), но и на возможность ребенка работать в зоне ближайшего развития.
  3. Учетспецифических индивидуальных особенностей каждого ребенка, т. е.необходимость знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальных особенностей, способностей, личностных качеств и учитывать их в воспитательно-оздоровительном процессе в лагере.

Условия:

  1. Преемственность учреждения общего среднего образования и воспитательно-оздоровительного учреждения образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. Поскольку каждый ребенок с ОПФР имеет свою специфическую структуру нарушения, то преемственность в работе школы и лагеря, лагеря и семьи позволит не терять время на поиск адекватных форм, методов, приемов работы с таким ребенком, что будет способствовать максимально быстрой адаптации к новой лагерной среде, включению в коллектив нормально развивающихся сверстников. Реализация данного условия позволит установить особого рода взаимосвязь между школой, где обучается ребенок, и лагерем, между воспитателями и родителями.
  2. Адекватное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР участниками воспитательно-оздоровительного процесса. Во время инклюзивных смен в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования оно должно осуществляться педагогами, профильными специалистами, при необходимости волонтерами и тьюторами, родителями.
  3. Активная родительская позиция. С одной стороны, она заключается в желании родителей помочь ребенку с ОПФР максимально быстро адаптироваться в новом коллективе, с другой стороны, в оказании содействия воспитателям, другим педагогическим работникам в налаживании контакта с воспитанником, имеющим нарушения, предоставлении необходимой информации.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Алгоритм подготовки и проведения инклюзивной смены

Начальный этап подготовки к инклюзивной смене в воспитательно-оздоровительном  учреждении образования:

- создание инклюзивных условий (до начала смены создаются администрацией, методической и социально-психологической службами учреждения образования);

- формирование инклюзивной культуры (анкетирование, циклы тренингов для педагогов, беседы.

Результат начального этапа: появляется нужная инфраструктура;имеется персонал, который умеет проводить мероприятия так, что все дети чувствуют себя талантливыми и успешными;   разрабатывается программа, которая предусматривает возможность гибкого управления наполнением  содержания, чтобы воспитатели могли адаптировать его под конкретный отряд, но не потерять в количестве и качестве проводимых мероприятий.

Подготовительный этап к конкретной инклюзивной смене:

- подготовка родителей детей с ОПФР. Работа с организационными страхами и опасениями, социальными страхами; знакомство родителей ребенка с ОПФР с ведущим сопровождающим лицом ребенка;

- работа с родителями нормально развивающихся детей. Информирование родителей о задачах, программе инклюзивной смены;

- знакомство детей с ОПФР с лагерем;

- подготовка воспитателей (изучение анкет детей с ОПФР, заполненных учителем-дефектологом и родителями, беседы с родителями во время заезда детей в загородный оздоровительный лагерь).

- подготовка планирующей документации инклюзивной лагерной смены (составление плана воспитательной работы смены, планов воспитательной работы отрядов, планов работы педагогов воспитательно-оздоровительного учреждения на смену (педагог-психолог, социальный педагог) с учетом специфики контингента детей с особенностями психофизического развития, их возможностей и ограничений.

Основной этап (этап реализации инклюзивной смены):

- реализация инклюзивнойпрактики (организации взаимодействия воспитанников специальных отрядов и воспитанников с ОПФР инклюзивных отрядов с нормально развивающимися детьми);

 – продолжение работы по формированию инклюзивной культуры у всех сотрудников лагеря, консультирование педагогов в случае возникающих затруднений в работе с детьми с ОПФР социальными партнерами;

Итоговый этап (рефлексия):

- беседы с детьми;

- анкетирование;

- рефлексию с педагогическим составом инклюзивной смены.

Социальные партнеры

Институт инклюзивного образования (ИИО)осуществляет научно-методическое обеспечение процесса, первичную подготовку педагогического состава НДЦ «Зубренок» к реализации инклюзивных смен, консультативную работу. Работает непосредственно с НДЦ «Зубренок», который транслирует знания для всех воспитательно-оздоровительных учреждений образования.

Региональные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)помогают методически и консультативно, отвечают за подготовку педагогического состава региональных воспитательно-оздоровительных учреждений образования к реализации инклюзивных смен,  курируют деятельность лагерей на своей подведомственной территории.

НДЦ «Зубренок»является опорным учреждением по организации инклюзивных смен, оказывает методическую помощь оздоровительно-воспитательным учреждениям образования, осуществляет информационно-консультационную, диспетчерскую, инновационную, социокультурную функции.

Воспитательно-оздоровительные учреждения образованияпо всем возникающим вопросам имеют возможность получить необходимую информацию непосредственно в районном ЦКРОиР, областном ЦКРОиР, НДЦ «Зубренок», ИИО.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Включает различные формы, методы, технологии работы с учащимися с ОПФР, нормально развивающимися учащимися, педагогами, с родителями как нормально развивающихся детей, так и детей с ОПФР. Среди них: информационно-справочные, просветительские методы, консультирование, анкетирование, беседы, диагностика потребностей и ресурсов детей с ОПФР, социометрия, игровые методы, интерактивные методы, дискуссии, метод проектов, семинары-практикумы, тренинговые программы и др.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Направления и их содержание

Создание инклюзивной образовательной среды осуществляется по трем основным направлениям, каждое из которых включает ряд необходимых компонентов:

  • инклюзивные условия – доступность среды учреждения на всех уровнях. Наличие в учреждении безбарьерной пространственной среды, использование доступных для ребенка с ОПФР материалов и оборудования, адаптацию технологий и содержания воспитательно-оздоровительного процесса с учетом возможностей ребенка с ОПФР. Ответственными за создание инклюзивных условий являются администрация учреждения и методическая служба;
  • инклюзивная культура – готовность педагогов к работе в условиях инклюзивной смены. Педагог мотивирован к работе в условиях инклюзии и имеет необходимые для этого профессиональные компетенции. Складывается из следующих компонентов: знание сотрудниками учреждения сущности инклюзивного образования, понимание и принятие ценностей и принципов инклюзии, толерантное отношение к детям с ОПФР, владение практическими компетенциями включения ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с обычными детьми. Формируется до начала смены администрацией, методической и социально-психологической службами;
  • инклюзивная практика – включение ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с учетом его особенностей. Предполагает активное участие ребенка с ОПФР во всех видах деятельности, благоприятный социально-психологический микроклимат в коллективе, толерантное отношение к детям с ОПФР. Это направление реализуется впроцессе инклюзивной смены методической службой, педагогом-психологом, воспитателями.

 

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Включает критерии и показатели, уровни сформированности инклюзивной образовательной среды.

Графически  модель представлена ниже.

 


9. Программа эксперимен-тальной деятельности

Цель экспериментальной деятельности: выявить эффективность экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования и обосновать целесообразность ее внедрения в воспитательно-оздоровительную практику страны.

Задачи:

  • обеспечить необходимые условия для внедрения модели  формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования;
  • апробировать алгоритм организации инклюзивных смен, направления работы, содержание, формы, методы, приемы, технологию работы в инклюзивной смене, критерии и уровни сформированности инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования;
  • осуществить анализ результатов экспериментальной деятельности, определить стратегию и тактику внедрения результатов эксперимента в воспитательно-оздоровительный процесс.

Объект экспериментальной деятельности:

инклюзивная образовательная среда в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

Предмет экспериментальной деятельности:

условия эффективного формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования организации

 

Этапы:

Этап

Сроки

Задачи

Содержание этапа

Прогнозируемый

результат

Подготовительный

Сентябрь

2019-октябрь 2019

Диагностика трудностей реализации проекта

Анализ возможных трудностей реализации экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования и выявление путей их преодоления

Стратегии реализации проекта, обеспечивающие высокую эффективность экспериментальной деятельности

 

Основной

Ноябрь 2019- май 2021

Апробация  модели

Апробация алгоритма организации инклюзивных смен, направлений работы, содержания, форм, методов, приемов, технологии работы в инклюзивной смене, критериев и уровней сформированности инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования

Разработка диагностического инструментария (анкеты, социограммы).

Создание коллекции ресурсов по инклюзивному образованию: подбор печатных изданий, плакатов, раздаточного материала, фильмов. Открытие рубрики «Инклюзивная смена» на сайте НДЦ «Зубренок».

Программы семинаров практикумов и тренингов по подготовке педагогов, родителей, детей к инклюзивной смене.

Макеты программ проведения инклюзивных смен, сценарные планы мероприятий.

Разработка необходимой документации инклюзивных смен.

Аналитический

Май-август 2021

Оценка эффектив

ность

экспериментальной деятель

ности

Систематизация, анализ и обобщение  результатов экспериментальной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности

Разработка методических рекомендаций

Отчет о результатах реализации экспериментального

проекта. 

Публикации о результатах экспериментальной деятельности.

Методические рекомендации поорганизации инклюзивной смены в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

 

 

Методы проведения экспериментальной деятельности:

- теоретические: анализ, обобщение, структуризация, систематизация; изучение нормативно-правового обеспечения; сравнение, моделирование, классификация, систематизация, обобщение;

- эмпирические: наблюдение; беседа; анкетирование; экспертная оценка; социометрия;

- статистические: методы математической статистики для оценки достоверности полученных результатов.

    Независимые переменные:

  • алгоритм организации инклюзивных смен;
  • направление работы в инклюзивных сменах;
  • формы, методы и технологии работы с педагогами, направленные на формирование у них инклюзивной культуры и инклюзивной практики;
  • формы, методы и технологии работы с нормально развивающимися учащимися, направленные на формирование у них инклюзивной культуры;
  • формы, методы и технологии работы с родителями нормально развивающихся учащихся, направленные на формирование у них инклюзивной культуры.
  • сотрудничество участников воспитательно-оздоровительного процесса во время инклюзивных смен.           

Зависимые переменные:

  •  принятие сотрудниками учреждения ценностей и принципов инклюзивного образования;
  • знание сотрудниками учреждения сущности инклюзивного образования;
  • знания учащихся о сущности инклюзивного образования;
  • знания родителей о сущности инклюзивного образования;
  • способность педагогов к толерантному отношении к детям с ОПФР;
  • способность родителей нормально развивающихся детей к толерантному отношению к детям с ОПФР;
  • способность учащихся к толерантному отношению к сверстникам с ОПФР;
  • высокий уровень готовности педагогов к работе в инклюзивной смене;
  • приобретение педагогами профессиональных компетенций в области инклюзивного образования;
  • опыт работы педагогов в инклюзивной смене;
  • опыт взаимодействия у нормально-развивающихся детей с детьми с ОПФР;
  • социально-психологический микроклимат в инклюзивном отряде
  • удовлетворенность всех субъектов воспитательно-оздоровительного  процесса качеством образования в условиях эксперимента.

Диагностический инструментарий для оценки эффективности апробируемого нововведения, описание методик оценки результатов эксперимента:

  • анкетирование с целью изучения мнения родителей детей с ОПФР, родителей нормально развивающихся детей, педагогов, самих детей о результативности инклюзивных смен (анкетирование);
  • бланки для супервизии «Доступность мероприятия»; «Доступность игрового, учебного, дидактического материала»; «Доступность здания, помещения» и т.д. (экспертные оценки);
  • психодиагностические методики изучения психологического климата в детском коллективе (социометрия, методика оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, методика изучения социально-психологического климата с помощью метода «цветописи» А.Н.Лутошкина);
  • наблюдение за включением детей с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействия с учетом их возможностей и ограничений, за их самореализацией (диагностические дневники);
  • наблюдение за нормально развивающимися детьмис целью выявления комфортности пребывания в инклюзивной смене, их самореализацией  (диагностические дневники);
  • наблюдение за сформированностью у обычных учащихся эмпатии,  толерантного отношения к детям с ОПФР, идентификации себя со сверстниками с особенностями развития (листы наблюдений, экспертная оценка);
  • контент-анализ результатов экспериментальной деятельности.

10. Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность эксперимен-тальной деятельности

Критерии оценки эффективности экспериментальной деятельности включают:

Критерии

Показатели

Создание в учреждении необходимой безбарьерной среды

наличие безбарьерной пространственной  среды

использование доступных для ребенка с ОПФР материалов и оборудования

адаптацию технологий и содержания воспитательно-оздоровительного процесса с учетом возможностей ребенка с ОПФР

Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивной смены

знание сотрудниками учреждения сущности инклюзивного образования

принятие ценностей и принципов инклюзии

толерантное отношение к детям с ОПФР

владение практическими компетенциями включения ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с обычными детьми

Включение ребенка с ОПФР во все виды деятельности с учетом его возможностей

активное участие ребенка с ОПФР во всех видах деятельности

благоприятный социально-психологический микроклимат в отряде

толерантное отношение к детям с ОПФР со стороны сверстников

 

По каждому критерию выделяется три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: наличие 100-80% безбарьерной архитектурной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования; использованиедоступных для ребенка с ОПФР материалов и оборудования по мере возникновения необходимости; технологии и содержание образовательного процесса адаптированы под возможности ребенка с ОПФР; все сотрудники знают сущность инклюзивного образования, принимают ценности и принципы инклюзии, толерантно относятся к детям с ОПФР; от 100 до 80% сотрудников владеет практическими компетенциями включения ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с обычными детьми; в отряде благоприятный социально-психологический климат, дети с ОПФР имеют 2 статусную категорию с не менее 3 взаимными выборами; сверстники в 100-80% толерантно относятся к детям с ОПФР.

Средний уровень: наличие 79-50 % безбарьерной архитектурной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования; использованиедоступных для ребенка с ОПФР материалов и оборудования в определенных  случаях; технологии и содержание образовательного процесса частично адаптированы под возможности ребенка с ОПФР; не менее 80-70% сотрудников знают сущность инклюзивного образования, принимают ценности и принципы инклюзии, толерантно относятся к детям с ОПФР; от 79% до 50% сотрудников владеет практическими компетенциями включения ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с обычными детьми; в отряде благоприятный социально-психологический климат, дети с ОПФР имеют 2-3 статусную категорию с не менее 2 взаимными выборами; сверстники в 79-60% толерантно относятся к детям с ОПФР.

Низкий уровень: менее 50% наличия безбарьерной архитектурной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования; использованиедоступных для ребенка с ОПФР материалов и оборудования в единичных случаях; технологии и содержание образовательного процесса не адаптированы под возможности ребенка с ОПФР; менее 70% сотрудников знают сущность инклюзивного образования, принимают ценности и принципы инклюзии, толерантно относятся к детям с ОПФР; менее 50% сотрудников владеет практическими компетенциями включения ребенка с ОПФР во все виды деятельности и взаимодействие с обычными детьми; в отряде не благоприятный социально-психологический климат, дети с ОПФР имеют 3 статусную категорию с не менее 1 взаимным выбором; сверстники менее, чем в 60% толерантно относятся к детям с ОПФР.

11. Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Для реализации проекта в учреждении образования необходимо следующее кадровое обеспечение:

 

Занимаемая

должность

Описание требований

Директор учреждения

образования

Понимание значимости экспериментального проекта для учреждения образования и системы образования в целом, обеспечение организации, проведения и контроля за ходом эксперимента; предоставление отчетов по результатам реализации проекта

 

Заведующий отделом организационно-методической работы  

Педагог-психолог

Высшая (первая) квалификационная категория, владение психологическими методиками диагностики психических процессов, социального развития детей с ОПФР, уровня благополучия микроклимата детского объединения.

 

Учителя, воспитатели, педагоги-организаторы

Высшая (первая) квалификационная категория, владение современными технологиями обучения, навыками экспериментальной и исследовательской деятельности.

Дополнительно в ходе реализации экспериментального проекта могут принимать участие: библиотекарь, учитель информатики (информационное обеспечение проекта), медицинский работник (медицинское сопровождение проекта).Кроме того, для повышения эффективности экспериментальной деятельности может быть организована работа творческих групп учителей.

Материально-техническая база учреждения образования, осуществляющего экспериментальную деятельность, должна соответствовать существующим нормативам. Положению  о воспитательно-оздоровительном учреждении образования (от 24.05.2013 № 27). Для успешной реализации экспериментального проекта необходимо регулярное пополнение библиотечного фонда педагогическими изданиями, научно-методической и справочно-энциклопедической литературой; обновление компьютерных программных продуктов, возможность пользования удаленными информационными ресурсами (доступ в Интернет), наличие мультимедийного оборудования,  множительной техники.

12. Сроки проведения экспериментальной деятельности

Продолжительность экспериментальной деятельности – сентябрь 2019 – август 2021 г.

Продолжительность эксперимента обусловлена тем, что в течение одного учебного года невозможно создать качественную коллекцию всех групп средовых ресурсов (предметных, пространственных, организационно-смысловых и социально-психологических), сформировать инклюзивную культуру у педагогического состава, обучить инклюзивной практике, а также сделать научно обоснованные выводы об эффективности апробации модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

13. Финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта

В процессе апробации проекта предусматривается введение надбавок к заработной плате участникам экспериментального проекта за счет средств местных бюджетов. Предполагается привлечение средств от внебюджетной деятельности, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для приобретения литературы, обучающих компьютерных программ, подготовку методического обеспечения формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования и иных мероприятий, связанных с реализацией задач эксперимента.

Содержание данного проекта носит комплексный характер, что предполагает привлечение сотрудников Института инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка, специалистов региональных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, экспертов, изучающих вопросы социальных отношений, конфликтологии, родительства.

Социальная значимость.Апробация результатов научного исследования будет содействовать, с одной стороны, реализации возможностей детей с особенностями психофизического развития, повысится качество их жизни, с другой стороны, развитию толерантности и эмпатии всех субъектов инклюзивного образования (нормально развивающихся детей, их родителей, педагогов, персонала).

Практическая значимостьпроекта состоит в том, полученные научные разработки позволят повысить качество организации и реализации инклюзивного образования, усилят тенденции равного отношения в обществе к лицам с особенностями психофизического развития и обеспечат реализацию ключевых идей Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь в условиях оздоровительных лагерей.

Впервые будет осуществлена апробация алгоритма организации инклюзивной смены в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, изучена модель формирования инклюзивной образовательной среды в оздоровительном лагере. Созданный методический продукт (создание коллекции предметных, пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических ресурсов; проведение цикласеминаров-тренингов по формированию инклюзивной культуры в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования; апробация анкет для всех субъектов образовательного процесса, разработка планов инклюзивных смен, сценариев инклюзивных мероприятий,  разработка необходимой документации инклюзивных смен) будет востребован во всех воспитательно-оздоровительных учреждениях образования страны.

Апробированные в ходе эксперимента материалы могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов.

 

Научный руководитель:

доцент кафедры специальной педагогики 

Института инклюзивного образования

БГПУ им.М.Танка                                                                                                  Е.А.Лемех

 

 

Уважаемые родители! Просим Вас  принять участие в опросе