Для многих людей слово «дебаты» стало неразрывно связано с интересной и познавательной интеллектуальной игрой. Ценность формы для воспитательной системы «Зубренка» в том, что она является оригинальной формой углубленного обучения и эффективной формой формирования различных межпредметных навыков. 29 ноября в рамках «Академии вожатского мастерства» состоялось практическое знакомство с педагогической технологией развивающего обучения «Дебаты».
Педагогическая технология – совокупность форм, методов, приемов и способов исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения педагогических задач.
Развивающее обучение – это способ организации процесса образования, в котором основной акцент делается на потенциальные возможности ребенка.
Бесспорно применение педагогической технологии «дебаты», как на образовательных занятиях, так и в воспитательном процессе способствует развитию определенных навыков эффективной коммуникации, стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала, а также способствует созданию устойчивой мотивации к познанию и развитию. Дебаты позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса. Особенно важно, что достижение обозначенных целей и задач основывается на соблюдении таких принципов как уважение и честность. Эти принципы обязательны для всех участников дебатов. В нашем понимании, основная цель дебатов - обучение, то есть не выиграть, а учиться и совершенствоваться. Такой подход позволяет воспитанникам проявить свой характер и приобрести уважение окружающих, поскольку в игре не используются недозволенные приемы, участники не выходят за рамки правил, признают честность и доверие в качестве стержня дебатов.
Дебаты способствуют:
интеллектуально участвовать в жизни общества;
выступать в качестве лидеров;
брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;
изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;
синтезировать знания;
слаженно работать в команде;
достигать более высоких показателей в учебе;
быть критичными слушателями;
принимать хорошо продуманные решения;
развивать смелость и уверенность в себе.
В ходе занятия воспитатели центра на практике познакомились с основными требованиями к организации и правилами проведения дебатов, попробовали себя в разных игровых ролях, смогли оценить эффективность подобной формы и найти принципиальные отличия от иных диалоговых форматов.