15 декабря состоялся психолого-педагогический семинар «Диагностика готовности детей к самовоспитанию». Педагог-психолог Смертьева В.Л. осветила вопросы, связанные с организацией работы по стимулированию самовоспитания учащихся. При этом более подробно остановилась на том, что данный процесс начинается с проведения диагностики готовности воспитанников к самовоспитанию, как обязательного условия обеспечения дифференцированного и индивидуального подходов к участникам смен в процессе реализации технологии самовоспитания.
Участники семинара познакомились с тем, что диагностирование должно осуществляться по трем критериям: когнитивному, мотивационному и деятельностному. В процессе чего необходимо выяснить знает ли ребенок способы самопознания и регулирования своего поведения, желает ли он больше узнать о себе и изменить себя, предпринимает ли он что-то реально для этого.
В процессе диагностики целесообразно организовать: анализ мотивов самовоспитания; анализ поведения учащихся в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности; беседу, являющуюся одновременно и методом изучения, и методом воспитания учащихся; анализ сочинений ребят, их размышлений о себе; экспресс-опрос детей и их родителей, позволяющий получить определенную информацию от большого числа людей за небольшое время; хронометраж, позволяющий довольно быстро получить информацию не только о том, как учащиеся проводят свой день, но и наличие (или отсутствие) у них таких качеств, как умение планировать и организовывать время, деловитость, ответственность, самоконтроль, способность к самоанализу и т. д. и др.
В процессе работы педагоги пришли к выводу, что как хорошо ни изучил бы педагог каждого ребенка, ни диагностировал бы процесс и результаты самовоспитания, оно немыслимо без того, чтобы каждый учащийся сам хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, а потому важнейшей задачей педагога как на этапе диагностики самовоспитания, так и на всех других его этапах является обучение ученика способам самопознания. Обучение способам самопознания – это уже переход от диагностики самовоспитания учащихся к его стимулированию. Поэтому очень важно уже в процессе диагностики самовоспитания учащихся, которая сама по себе – хотят они того или нет – способствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя, стремиться к тому, чтобы изучение самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.