Новости методического отдела

Рефлексивное воспитание – фундаментальный компонент процесса самовоспитания

Роль временного детского объединения в личностном развитии воспитанников нельзя переоценить. Именно здесь организуется совместная познавательная деятельность сверстников, формируются социальные и ценностные отношения воспитанников к самому себе, своей жизни, собственному здоровью, природе, обществу, решаются проблемы организации досуга, свободного времени и т.д.

Технология индивидуального рефлексивного воспитания, описанная Н.П. Капустиным, позволяет таким образом организовать совместную деятельность, в ходе которой происходит актуализация накопившихся проблем, осмысление собственных неудач и ошибок, осознание ответственности за принимаемые решения, разрабатываются стратегии поведения на будущее.

В работе воспитателя с отрядом значительное место занимают отрядные дела, которые по своему методическому назначению могут быть различными. В процессе работы творческой группы педагогов была рассмотрена методика проведения ситуационных воспитательных мероприятий, которые относят к формам работы рефлексивного воспитания обучающихся. В процессе проведения ситуационного воспитательного мероприятия педагог осуществляет функцию управления по процессу, в котором его задача не передать известные истины и проиграть готовые сценарии, а управлять движением ребенка в жизненной ситуации, направляя и поддерживая его самостоятельные процессы самоопределения и саморазвития. Это означает, что в рамках ситуационного воспитательного мероприятия рефлексия выступает основным средством поддержки субъектности воспитанников. 

Методика конструирования ситуационного классного часа разработана в 90-е годы ХХ века известным педагогом ученым Н.П. Капустиным. В настоящее время ее практическая значимость по-прежнему высокая, поскольку ситуационное воспитательное мероприятие является формой рефлексивного воспитания, а рефлексия имеет особое значение при взаимодействии педагога с воспитанниками, так как позволяет стимулировать и поддерживать их субъектные качества. 

Изучение методика конструирования ситуационного классного часа состоялось 16 февраля в рамках работы творческой группы, созданной для работы по методической теме «Педагогическое обеспечение процесса самовоспитания воспитанников НДЦ «Зубренок».
По итогам работы принято решение о разработке и проведении ситуационных воспитательных мероприятий с участниками смен в НДЦ «Зубренок».